Версия для слабовидящих

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области»

Ульяновская обл., Мелекесский район, п.Новоселки, ул. Новый Микрорайон, д.41

Телефон

8(84235) 4-83-28

Эл. почта ddtmelekess-rn@yandex.ru

Атлас доступного образования для детей России

Малая академия наук

Государственные символы

Новостной архив

Резолюция IV Всероссийского совещания работников дополнительного образования детей

10 января 2018 г.

Резолюция

 IV Всероссийского совещания работников

дополнительного образования детей

                                                                                                                                                                                                                    27 декабря 2017 г.

 

Дополнительное образование детей в настоящее время переживает стремительное развитие, что позволяет ему отвечать вызовам современного быстро меняющегося мира, в котором все рамочные и базовые знания и компетенции в условиях развития высоких технологий будут недостаточны для эффективного развития конкурентоспособного выпускника образовательной организации и профессиональной деятельности специалиста. Именно поэтому дополнительное образование, которое отличается своей гибкостью, вариативностью, разноуровневостью, становится тем важнейшим инструментом, позволяющим подготовить детей к будущей успешной жизни.

Несмотря на то, что этот уровень образования называется «дополнительным» или «неформальным», именно он является площадкой для проб подростков при подготовке к выбору своей жизненной траектории, в том числе профессиональной карьеры.

 

В рамках IV Всероссийского совещания работников дополнительного образования детей, проходившего с 11 по 13 декабря 2017 г. в Москве, затронуты проблемы, которые выявили необходимость принятия первоочередных решений и мер, направленных на развитие системы в целом, а также решения приоритетной задачи Правительства Российской Федерации по выполнению Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» в части увеличения охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет качественными и современными дополнительными общеобразовательными программами.

 

В ходе работы круглых столов и секций IV Всероссийского совещания работников дополнительного образования детей сформулированы следующие стратегические установки:

I. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

  1. принять исчерпывающие меры по завершению выполнения Указа Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. №761 «О национальной стратегии в интересах детей» в части достижения целевого индикатора по доведению заработной платы педагогов дополнительного образования до средней зарплаты учителей к 1 января 2018 года;
  2. при определении целей, задач, направлений развития реализации региональных систем дополнительного образования детей руководствоваться положениями паспорта Приоритетного проекта, включаться в реализацию Приоритетного проекта путем формирования эффективной системы взаимодействия в сфере дополнительного образования детей, включающей в себя региональный модельный центр как «ядро» региональной системы, региональные ресурсные центры по направленностям дополнительного образования, муниципальные (опорные) центры дополнительного образования и организации, участвующие в дополнительном образовании детей, центры по выявлению и поддержке одарённых детей, в том числе на базе ведущих образовательных организаций, обеспечивающих в регионе выявление, сопровождение и поддержку одаренных детей, а также создание навигаторов по дополнительным общеобразовательным программам и так далее;
  3.  при внедрении систем персонифицированного финансирования дополнительного образования детей исходить из целесообразности перевода организационно-управленческих механизмов на новые принципы, отдавая предпочтение полномасштабному введению персонифицированного финансирования в крупных населенных пунктах и полноценным внедрением персонифицированного    учета в малонаселенных муниципалитетах, исходя из возможности муниципальных систем и потребности населений муниципалитетов (с учетом необходимости формирования четких критериев отбора организаций, осуществляющих персонифицированное финансирование, для ведения реестра, а также описания и распространения лучших практик субъектов Российской Федерации по персонифицированному учету детей и внедрению модели персонифицированного финансирования);
  4. обеспечить дальнейшее развитие сетевых форм реализации образовательных программ с использованием кадровых, материально-технических и инфраструктурных ресурсов различных организаций, в том числе образовательных организаций разных видов, организаций науки, культуры и спорта, а также реального сектора экономики и предприятий;
  5. предложить образовательным организациям внедрять в образовательную деятельность эффективные формы организации деятельности в условиях природной среды (походы, экспедиции, слеты);
  6. предложить образовательным организациям внедрять интеграцию системы дополнительного образования и системы отдыха и оздоровления в части реализации краткосрочных дополнительных образовательных программ, в том числе в формате деятельности палаточных лагерей;
  7. принять за основу стратегии развития системы дополнительного образования детей принцип выравнивания доступности дополнительного образования с учетом региональных особенностей, соответствующий запросам, уровню подготовки и способностям детей с различными образовательными потребностями и возможностями, включая меры по выравниванию охвата по всем направленностям дополнительного образования детей, в том числе меры по предоставлению равного доступа к дополнительным общеобразовательным программам:
  • для детей, проживающих на отдаленных территориях и в сельской местности, в том числе с учетом регионального опыта и опыта деятельности детских технопарков «Кванториум», в части создания мобильных образовательных проектов, тематических каникулярных смен;
  • для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, с учетом регионального опыта, в том числе Тюменской области;
  • для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом опыта детского технопарка ФГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет», детского технопарка «Кванториум» города Грозного и других;
  • с учетом потребностей детей, проявивших выдающиеся способности, по предоставлению дополнительного образования, отвечающего их запросам и уровню подготовки, на основе регионального опыта, в том числе Воронежской, Липецкой, Калининградской областей и других;
  • продолжить массовизацшо мероприятий WorldSkillsJunior, JuniorSkills и Научнотехнологической инициативы;
  • популяризировать опыт национального чемпионата профессионального мастерства для детей с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс» и других конкурсов в субъектах Российской Федерации;
  1. принять меры по обновлению в соответствии с современными вызовами и трендами дополнительных профессиональных программ для специалистов сферы дополнительного образования детей, в том числе с использованием механизмов дистанционного образования;
  2. учитывать необходимость развития метапредметных и межпредметных навыков и компетенций при обновлении содержания дополнительного образования детей;
  3. при планировании дополнительных профессиональных программ повышения квалификации руководителей и педагогов организаций дополнительного образования детей включать программы и модули по повышению финансовой грамотности;
  4. рекомендовать распространение практики стажировок педагогов дополнительного образования в ведущих научных и образовательных организациях, на предприятиях реального сектора экономики, а также межрегиональных педагогических обменов;
  5. с учетом принятия изменений в профессиональном стандарте педагога дополнительного образования детей и взрослых, в ступающих в силу в 2018 году, рекомендовать активное внедрение его положений в субъектах Российской Федерации, в том числе путем вовлечения в дополнительное образование детей - лидеров детских движений и ведущих специалистов отраслей реального сектора экономики, научных организаций, организаций культуры и спорта, а также студентов и аспирантов, в том числе не имеющих педагогического образования;
  6. принять меры по актуализации региональной нормативно-правовой базы с учетом необходимости приведения документов стратегического планирования по развитию региональных систем дополнительного образования детей в соответствие со стратегиями социально-экономического развития регионов, приоритетного проекта, обеспечив сокращение количества действующих нормативных правовых актов;
  7. обеспечить сохранность сети организаций дополнительного образования по всем направленностям и их дальнейшее развитие;
  8. одобрить практику проведения инвентаризации инфраструктурных, материально-технических и кадровых ресурсов различных организаций, в том числе образовательных организаций разных видов, организаций науки, культуры и спорта, а также реального сектора экономики и предприятий, и рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации на основе опыта пилотных муниципалитетов (города Калининград, Великий Новгород, Ковров, Сургут, Югорск)
  9. провести мероприятия по инвентаризации ресурсов частных и государственных организаций в целях эффективного и рационального использования уже имеющихся ресурсов;
  10. изучить положительный опыт функционирования детских технопарков «Кванториум» в части построения образовательной деятельности и формирования образовательных программ, а также опыт реализации проекта «Урок технологии» с целью распространить практику реализации общеобразовательных предметов и проведения внеурочной деятельности в организациях дополнительного образования детей с использованием их ресурсов; рекомендовать дальнейшее развитие в субъектах Российской Федерации проекта  «Шахматное образование» и распространение практики создания «шахматных гостиных» в организациях дополнительного образования детей;
  11. обеспечить дальнейшее развитие профориентационной         работы в образовательных организациях с учетом потребностей соответствующего субъекта Российской Федерации;
  12. изучить положительный опыт деятельности профильных региональных образовательных организаций туристско-краеведческой направленности (Республика Башкортостан, Краснодарский и Красноярский края, г. Санкт-Петербург) в части построения эффективных региональных систем организации туристско-краеведческой деятельности с обучающимися;
  13. обеспечить дальнейшее развитие профориентационной работы в образовательных организациях;
  14. обеспечить приведение региональной нормативной базы, регулирующей осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам различных направленностей в соответствие с федеральным законодательством и иными актами, в том числе приоритетным проектом «Доступное дополнительное образование для детей».

II. Предложить Минобрнауки России:

  1. продолжить работу по снятию барьеров в нормативно-правовом регулировании реализации образовательных программ в сетевой форме, в том числе в части лицензирования образовательной деятельности и упрощения механизмов поставщиков товаров, работ, услуг в целях реализации программ в сетевой форме в условиях природной среды, а также на базе учреждений культуры;
  2. совместно с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека пересмотреть санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей в целяхобеспечения равного доступа детей к современным и вариативным дополнительным общеобразовательным программам, и увеличить охват детей в возрасте от 5 до 18 лет качественными дополнительными общеобразовательными программами;
  3. разработать рекомендованные критерии принятия решения о готовности муниципальных систем дополнительного образования к внедрению полноценных систем персонифицированного финансирования;
  4. организовать открытые массовые курсы по подготовке и повышению квалификации региональных проектных команд в сфере дополнительного образования детей;
  5. разработать модельные решения по нормативному регулированию зачета образовательных результатов, полученных в организациях дополнительного образования в качестве освоения основных общеобразовательных программ в рамках внеурочной деятельности;
  6. проработать вопрос о создании и внедрении механизма учета индивидуальных достижений учащихся по дополнительным общеобразовательным программам для использования в конкурсных процедурах при поступлении в организации СПО и ВПО;
  7. утвердить план мероприятий, посвященных 100-летию отечественной системы дополнительного образования детей;
  8. органам государственной власти субъектов Российской Федерации, Минобрнауки России, Минкомсвязи России, совместно с общероссийскими и региональными общественными объединениями отметить значимость родительского просвещения и использования механизма социальной рекламы в сфере дополнительного образования и продолжить работу, направленную на популяризацию института дополнительного образования среди населения.

Все приведенные стратегические установки прошли общественное обсуждение и поддержаны как эффективные и необходимые для реализации участниками Совещания, в котором приняли участие представители федеральных и региональных органов исполнительной власти, представители экспертного и научного сообщества, организаций дополнительного образования и молодежной политики, учреждений культуры, искусства и спорта, представители государственных корпораций и частного сектора.

 

Заместитель Министра                                                                                                                                                                                        Т.Ю. Синюгина

 

Наверх